vtoroy hram
Главная Еврейская мудрость ВТОРОЙ ХРАМ

ВТОРОЙ ХРАМ

ЕССЕИ

Еврейская религиозная секта конца эпохи Второго храма (2 в. до н. э. – конец 1 в. н. э.), известная главным образом по описаниям Иосифа Флавия и Филона Александрийского.

Зелоты

(по-гречески zelotes, буквально `ревнители`; на иврите ?????, канаим), общее название радикальных течений в освободительном движении последнего столетия эпохи Второго храма, вылившемся в восстание 66–73 гг. н. э. (I Иудейская война).

ИУДЕОХРИСТИАНЕ

Иудеохристиане, ранние христиане из евреев, продолжавшие и после принятия нового учения соблюдать основные предписания иудаизма. Возникнув как одно из мессианских движений в иудаизме, как еврейская секта, христианство, естественно, имело своими первыми прозелитами евреев, которые считали, что царство Мессии суждено лишь народу Израиля.

КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА

Кумранская Община, еврейская религиозная секта, проживавшая в районе Кумрана с 1 в. до н. э. вплоть до разрушения поселения римлянами во время Иудейской войны I.

МАЛЫЕ СЕКТЫ

Наряду с основными религиозными течениями в эпоху Второго храма и несколько позднее в Эрец-Исраэль существовали менее значительные религиозные группы, о которых упоминают источники. Ряд ученых отождествляет некоторые из этих религиозных групп с тем или иным из основных религиозных течений эпохи, однако скудость сведений не позволяет сделать окончательные выводы.

НЕХЕМИЯ

Нехемия (точнее Нехемья, נחמיה; в русской традиции Неемия), сын Хахальи, еврейский наместник Иудеи под властью Персии, автор одноименной книги Библии. Соратник Эзры в борьбе за национально-религиозную консолидацию еврейского населения Иудеи после возвращения из пленения вавилонского.

РЕЛИГИОЗНОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЭПОХУ ВТОРОГО ХРАМА

Одной из наиболее характерных черт развития еврейской религии в последние годы эпохи Второго храма является полное господство монотеизма в той форме, в которую он сложился в предшествовавшие поколения. Не было ни одной группы в народе, которая пыталась бы усомниться в абсолютности этого принципа.

М. ШТЕРН  «ПЕРИОД ВТОРОГО ХРАМА»

САМАРИТЯНЕ

Самаритяне (שומרונים, шомроним, в Талмуде кутим; самоназвание шамрим, буквально `хранители` и более полное — шамрим аль а-эмет, `хранители истины`), религиозно-этническая группа, численностью около 600 человек, проживающая в отдельном квартале Холона (более половины) и в Шхеме. Самаритяне консолидировались в качестве религиозно-этнической группы в начале эпохи Второго храма на территории Самарии.

СИКАРИИ

Сикарии (по-латински sicarii — буквально `разбойники`, `убийцы`, от sica — `кинжал`), название, которым пользуется Иосиф Флавий для обозначения наиболее радикального крыла антиримской оппозиции в Иудее в 6–73 гг. н. э. Иосиф сообщает, что сикарии были вооружены короткими кинжалами, которые они скрывали в складках одежды и убивали ими своих жертв — римлян и сотрудничавших с ними евреев (Война 2:254,255, 425; Древ. 20:186,187).

ФАРИСЕИ

Фарисеи (פרושים, прушим `обособленные`, `отдаленные`), в эпоху Второго храма — фарисеи; после разрушения Храма и в средние века — секта аскетов; с начала 19 в. — принятое в Эрец-Исраэль обозначение последователей Элиягу бен Шломо Залмана (так называемого Виленского Гаона), противников хасидизма.

12