Символы, образы, алфавит /Еврейские языки
Главная Символы, образы, алфавит Еврейские языки

Еврейские языки

К семито-хамитской (афразийской) семье относятся языки с наиболее древними и богатыми письменными традициями.

Египетское письмо возникло на рубеже IV—III тысячелетий до н.э. и имело более 3000 лет непрерывной традиции. В Месопотамии на базе шумерской клинописи с середины III тысячелетия до н.э. развивается аккадская (ассиро-вавилонская) письменная традиция (словесно-слоговое письмо), продолжавшаяся вплоть до рубежа новой эры.

Вторая половина III тыс. до н.э. — время эблаитских письменных памятников (на основе шумеро-аккадской системы). Серединой II тыс. до н.э. датируется угаритское письмо на основе клинописной квазиалфавитной системы, не связанной с шумеро-аккадской клинописью и имеющей сходный порядок знаков с западносемитскими силлабариями. К той же или несколько более ранней эпохе относятся памятники письменности на западносемитских языках, выполненные квазиалфавитным письмом: протосинайские, протопалестинские, протобиблейские и др. надписи.

На рубеже II—I тыс. до н.э. появляются библейские надписи, выполненные линейным квазиалфавитным письмом из 22 знаков; к этой финикийской системе восходят все последующие семитские силлабические системы письма, среди которых наиболее важны еврейская на древнееврейском языке (иврите) XII в. до н.э.), сирийская VIII в. до н.э.), южноаравийская ней восходит эфиопское письмо, существующее с IV в. н.э.) и арабская (c IV в. н.э.).

Известны тексты на угаритском языке (XIV в. до н.э.), финикийско-пуническом (финикийское письмо, XIII в. до н.э. — IV в. н.э.), минейском, сабейском, катабанском и других (южноаравийское эпиграфическое письмо, вероятно, финикийского или иного западносемитского происхождения, конец I тыс. до н.э.— VII в. н.э.).

На основе финикийского силлабария возникло и греческое письмо, а через него – почти все европейские алфавиты.

Те афразийские языки, письменная традиция которых началась в новое время, используют, как правило, арабское письмо или латинское с некоторыми модификациями. Эфиосемитские языки (амхарский, тиграй, тигре и др.), а также некоторые кушитские языки Эфиопии пользуются эфиопским письмом. Туареги Сахары (берберо-ливийская ветвь) продолжают употреблять традиционное берберское консонантное письмо тифинаг, восходящее к ливийскому письму (нумидийскому), которое, вероятно, связано с пуническим и через него — с финикийским. Некоторые языки, первоначально употреблявшие арабское письмо .н. аджами), позднее перешли на латиницу. Возможно и параллельное использование обеих традиций, например в хауса.

Многочисленные современные семито-хамитские языки письменности не имеют.

Языком религиозного культа всегда оставался иврит. На втором плане (по выражению лингвиста Б. Подольского — «дополнительным религиозным языком») был арамейский. Но в быту, в семье, евреи пользовались еще одним языком – зачастую родственным грамматически языку местного населения, но ментально и во многом лексически сходным с ивритом.

Несмотря на генетическое и религиозное единство еврейского народа, в силу исторических причин первую очередь географического рассеяния) 13 млн. евреев мира говорят более чем на 20 языках.

Все без исключения еврейские языки имеют общее – древнееврейское (палестинское) – словарное и интонационное ядро, однако грамматические и лексические особенности заставляют относить их к разным языковым семьям и группам. Однако все они (кроме ладино) пользуются еврейским алфавитом.

Иврит (обновлённый древнееврейский язык, провозглашённый государственным языком Израиля) относится к семитской группе семито-хамитской семьи.

Арамейский язык Средние века служивший разговорным почти на всём Ближнем Востоке, а ныне существующий в форме новоарамейского, или новоассирийского языка), относится к той же группе.
На различных диалектах еврейско-арабского (магрибского) языка, относящегося, естественно, к семитской группе индоевропейской семьи, существовала большая разнообразная литература. Одним из самых известных переводчиков ТАНАХа на еврейско-арабский был Саадия Гаон (882 — 942).
Еврейско-берберский язык принадлежал к ливийско-гуанчской группе семито-хамитской семьи; единственный сохранившийся древний текст – перевод Пасхальной Агады и отдельные стихи из ТАНАХа.

Идиш – язык европейских евреев – ашкенази, относится к германской группе индоевропейской семьи.

Ладино – язык средиземноморских, в первую очередь испанских, евреев (он же сефардский, джудезмо, спаньоль) относится к романской группе индоевропейской семьи. К ладино примыкают еврейско-португальский (самый старый текст относится к 1262 г.) и еврейско-каталонский языки. Другой язык, развившийся из еврейско-романского лааза (лоэза) – еврейско-итальянский; cамый ранний известный текст – глоссы к трактату «Сефер Хахмони» (комментарий к «Сефер Йецира»). На еврейско-провансальском языке (Judeo-Provençal, Chuadit) сохранились глоссы, относящиеся к XII в.; единственные сохранившиеся тексты – перевод Книги Эстер XIV в. и женский молитвенник того же времени. На еврейско-французском сохранились глоссы (самые известные – французские вкрапления в комментариях Раши), с XI в. и глоссарии, известные с XIII в.

Еврейско-греческий язык (Romaniote), относящийся к греческой группе индоевропейской семьи, не следует путать с вариантами древнегреческого языка, на котором говорили эллинизированные евреи в древности. К 1100 году относятся отдельные глоссы на еврейско-греческом. Самая ранняя известная рукопись – перевод книги Ионы. Она имеет запись о продаже в 1263 г. и, вероятно, относится к XII в. Тем же или чуть более поздним временем датируются переводы книг Экклезиаста, краткий глоссарий к Мишне, комментарии к книгам Псалмов, Плача Иеремии и Экклезиаста, литургические гимны. В XIX в. издавалась газета; язык сохранялся до Второй мировой войны.

Бухарско-еврейский язык (язык среднеазиатских евреев) относится к иранской группе индоевропейской семьи.

Горско-еврейский (язык кавказских евреев, ошибочно смешиваемый с татским, на который он немного похож), также принадлежит к иранской группе.

Малаялам-еврейский язык (язык кочинских евреев) относится к южной группе дравидийской семьи, близок языку народности малаяли (отсюда название) и тамильскому языку. На нем говорят еврейские жители индийского штата Керала, многие из которых репатриировались в Израиль.

Крымчакский язык (язык крымских евреев) относится к тюркской группе алтайской семьи.

 

По материалам сайта www.languages-study.com