Воскресная школа /Память
Главная воскресная школа Память

Память

Пути праведников. Память

Память /а-зхира/ — есть свойство, без которого мир не может существовать, потому что все торговые дела зависят от памяти. Никто не давал бы кредита другому и не одалживал, если б не помнил. И во всех делах, подобных торговле, без памяти забывали бы, что сказали, не могли бы покупать и продавать, и заключать какие-либо сделки. И нет надобности продолжать говорить об этом, — это всем известно.

Память о жертвах Катастрофы

Не стихает боль за наших близких, погибших в годы Второй мировой войны. И, разумеется, не только один день в году – 27-го нисана – мы вспоминаем о них. Им мы посвящаем молитвы и в другие траурные дни – 10-го тевета, 9-го ава.

Е. Беркович "Праведники мира в ландшафте Холокоста (Катастрофы)"

В 1953 году был открыт иерусалимский мемориал «Яд Вашем» — центр научных исследований и памятник жертвам Катастрофы европейского еврейства. Как сказано в законе об основании мемориала, он должен предоставить «место и имена» (так с иврита переводится «Яд Вашем») всем жертвам Холокоста. Кроме того, этим законом определен особый статус тех людей, которые из благородных побуждений и с риском для собственной жизни спасали евреев в годы Холокоста. По давней еврейской традиции таких людей называют «хасидей умот а-олам», что буквально означает «праведники среди народов мира». Обычно говорят короче: «праведники народов» или «праведники мира».

рав Э. Бар-Шауль "День Катастрофы"

В десятый день месяца тевет, выпадающий в этом году на 29 декабря, началась осада Иерусалима вавилонскими войсками. Через два с половиной года Иерусалим пал, Храм был разрушен, народ депортирован. В память об этой скорбной дате установлен пост, наряду с некоторыми другими именуемый «малым». Этот термин определяет не содержание, но продолжительность: в отличие от «большого» поста (например, Йом Кипура), продолжающегося сутки, «малый» пост длится только день — с утра до вечера.

Поминальная молитва

АЗКАРА́Т НЕШАМО́Т (נְשָׁמוֹת (אַזְכָּרַת)הַזְכָּרַת, буквально `поминание душ`), обычай поминать умерших чтением специальных молитв. Азкарат нешамот также называются молитва за упокой души, произносимая после похорон, молитва поминания, читаемая молящимся в память близких в особые даты, и молитва, которую ведущий произносит после чтения Торы. Принято поминать в молитвах азкарат нешамот близких родственников, а также людей, совершивших Кидуш а-Шем. В Талмуде отсутствует упоминание об обряде азкарат нешамот и соответствующих молитвах, однако, вероятно, они бытовали в народной среде с древних времен. Первые упоминания об азкарат нешамот в Йом-Кипур содержатся в поздних мидрашистских сборниках Танхума и Псикта Рабати; текст молитв обряда азкарат нешамот сохранился в литургических сборниках, начиная с 12–13 вв.

Поминальная свеча

НЕР-НЕШАМА́ (נֵר נְשָׁמָה, буквально `свеча души`), поминальная свеча или светильник. В годовщину смерти близкого родственника нер-нешама принято зажигать вечером в канун дня йорцайт по еврейскому календарю и оставлять гореть в течение суток; этот обычай возник, по-видимому, в средние века в Германии и распространился постепенно в других еврейских общинах.