Воскресная школа /Добро и Зло
Главная воскресная школа Добро и Зло

Добро и Зло

рав А. Штейнзальц "Добро"

В древности единым понятием «добро» определяли все, что представлялось людям хорошим, положительным и относилось к трем категориям явлений: приятное, полезное и моральное. До сих пор о приятном человеке говорят, что он «добрый малый», о пригожем парне — «экий добрый молодец!», о пище, вкус которой нам нравится, — «добрая еда», о резвом жеребце — «добрый конь». Полезные вещи и предметы тоже хороши, хотя и не всегда приятны, как, скажем, касторка, о которой говорят «хорошее лекарство».

А. Шталь "Пути добра"

Из книги «Человек с человеком»
«И будешь поступать прямо и хорошо в глазах Г-спода» (Дварим 6:18). Этот стих говорит об очень общих вещах и, в отличие от большинства заповедей Торы, он неясен и неопределен. Что значит — поступать прямо и хорошо? Разве если человек будет выполнять все заповеди, написанные в Торе, он не будет поступать прямо и хорошо? Зачем нужно это общее указание?

А. Шталь "Милосердие к людям"

Из книги «Человек с человеком»
Многие из упомянутых нами заповедей, такие, например, как помощь бедным, забота о вдовах, сиротах и слабых, учат человека милосердию. Это качество очень важно для всех человеческих взаимоотношений.

рав Р. Куклин "Кто осздал зло?"

Если Б-г абсолютное добро, то кто создал зло?

рав Р. Куклин "Зачем нужен сатан?"

Творец создал всё живое, в том числе и змея, т.е. дьявола, провокатора. В результате сразу возникли беды у первых людей. В течение всей истории появляются последователи змея: Ленин, Сталин, Гитлер, Бин Ладен, и конца им не предвидится. В эпоху атомной бомбы это может привести к радиоактивному заражению планеты, и люди могут выродиться. Зачем Создатель сотворил змея-дьявола?

рав Ш.Р.Гирш "Утилитарная мораль"

«Люби ближнего своего как самого себя», — учит нас Тора. Здесь идет речь о бескорыстной любви, не зависящей от выгоды. В наше время, к сожалению, некоторые пытаются доказать, что мораль существует только для поддержания нормальной жизни общества. То есть соблюдать заповедь «Не укради!» нужно только для того, чтобы тебя самого не обокрали. Если ты не будешь зариться на чужое имущество, то и другие не посягнут на твое. Однако всегда найдутся люди, которые отвергнут эти правила, потому что считают себя сильнее или хитрее окружающих. Иные скажут, что не боятся мести обиженных ими, так как привыкли рисковать.

рав Р. Куклин "Свобода выбора противоречит власти Б-га?"

Вопрос: если у человека свобода выбора, человек выбирает, что ему делать, что покупать, и всё построено на свободе выбора, то где тут управление Б-гом? Как понять, что Творец всем управляет?

М. Климовская "Есть ли свобода выбора?"

Если человек — продукт своей среды, то можно ли его судить за хорошие или плохие поступки, ведь он только реализует то, что в него заложено?

рав А. Кушнир "О парадоксе свободы выбора и предопределённости"

Этот вопрос — один из самых сложных в понимании еврейского мировоззрения, и коротко на него ответить очень сложно. Попробую только дать намёк, в какой области находится ответ.