Воскресная школа /Дружба
Главная воскресная школа Дружба

Дружба

А. Штейнзальц "Дружба"

Понятие «дружба» не универсально, в разных обществах и культурах в него вкладывают свой смысл. Каждый согласится с формулировкой, согласно которой друг — это человек, который не является вашим врагом (или враг вашего врага). Но за рамками этого определения «от противного» дружба охватывает широкий круг человеческих отношений.

 

Еврейская этика

Каким должен быть человек?

Пути праведников. Благожелательность

Благожелательность /рацон/ весьма доброе качество, оно содержится лишь в доброй и великой душе. Тот, в ком есть благожелательность, благая, добрая воля, доволен всеми своими делами и обстоятельствами, всем, что присудил и уделил ему Создатель; он не станет толковать о несправедливости выпавшего ему на долю. Обладающий этим качеством не ожидает величия и почестей, он желает терпеть и готов стерпеть. И он не жалуется на свои дела и обстоятельства, не обижается на Всевышнего, говоря: «Почему Всевышний поступает со мной так-то и так-то?»

Пути праведников. Милосердие

Милосердие /рахамим/ — это весьма похвальное качество. Это одно из тринадцати качеств /мидот/, которые можно отнести к проявлению Всевышнего, как написано: «Милосердный и Милующий» (Шмот 34; 6). И человек должен стараться во всем, где может, вести себя согласно этому качеству. И как сам человек желает, чтобы его пожалели, когда он в этом нуждается, — должен и он пожалеть всякого, кто нуждается в нем. Как сказано: «И люби ближнего, как самого себя» (Ваикра 19; 18).

Пути праведников. Ненависть

О ненависти /сина/ сказано: «Не ненавидь брата своего в сердце своем» (Ваикра 19; 17); это заповедь «лав», то есть запрет. А это значит, что мы должны искоренить ненависть и выбросить ее из наших душ. /Это значит, что в человеке от природы заложена ненависть и, чтобы измениться, человек должен самосовершенствоваться./ Это качество приводит ко многим преступлениям, и одно из них — злословие /лашон а-ра/. Ибо ненавидящий ближнего постоянно порицает его и злословит и верит злословию о нем, и всегда желает ему зла, и рад его беде.